Рельеф

This post is also available in: English (Английский) Русский

Происхождение и развитие рельефа

Преобладание в Европе платформенных структур выявляется в большом распространении равнинных типов рельефа, особенно характерных для Восточной Европе. В северо-западных частях Восточно-Европейской платформы представлены цокольные равнины Фенноскандии, сформировавшиеся в результате длительной (с палеозоя) денудации поверхности Балтийского щита; в плейстоцене их рельеф был усложнён деятельностью покровных ледников. К этому типу относятся равнины южных и восточных частей Скандинавии, Финляндии, Кольского полуострова, Карелии. Преобладают низкие (до 100—150 м) равнины с густым, но неглубоким тектоническим расчленением, частыми перепадами высот, широким распространением моренных гряд, озов, камов, котловин (нередко занятых озёрами). Отдельные возвышенности, кряжи (Смоланд, Суоменселькя, Манселькя, Западно-Карельская, Ветреный Пояс, Кейвы), низкогорья и среднегорья (Ловозёрские Тундры, Хибины) соответствуют зонам наибольших тектонических поднятий или выходам очень плотных пород. В пределах Европейской платформы и в примыкающих к ней частях синеклизэпипалеозойских платформ (на Ю. — Скифской и на З. — Западно-Европейской) представлены пластовые и аккумулятивные равнины, формирование которых определилось длительным накоплением осадочных пород платформенного чехла, имеющих преимущественно горизонтальное или (главным образом на С.-З.) моноклинальное залегание. При общей выровненности поверхности и небольшой средней высоты (около 170 м) характерно сочетание возвышенностей высотой до 300—400 м (Среднерусская, Валдайская, Приволжская, Верхнекамская, Бугульминско — Белебеевская, Северные Увалы) и низменностей (Окско — Донская равнина, Причерноморская, Печорская, Прикаспийская низменности, низменное Заволжье, Среднеевропейская равнина и др.), отображающее тектоническую неоднородность фундамента платформы, различную направленность и размах неотектонических движений. В северных районах пластовых равнин, подвергавшихся воздействию плейстоценовых ледников, широко распространены ледниковые и водно-ледниковые типы равнин. В них ледниковые формы рельефа наложены на доледниковую поверхность древних речных долин, водоразделов, куэстовых гряд и т. п. Степень выраженности ледниковых форм уменьшается в целом при продвижении к Ю., к границам максимального (днепровского) оледенения. Особенно хорошо сохранился ледниковый рельеф в районах последнего (валдайского) оледенения. Для них характерны свежие моренные гряды (Балтийская, гряды Валдайской возвышенности и др.), холмы основной морены, озёрно-ледниковые низины. Равнины, лежащие между границами максимального и последнего оледенений, имеют ледниковый рельеф, сильно переработанный послеледниковой эрозией и денудацией: преобладают слабо всхолмлённые моренные равнины и почти плоские зандровые низины (Полесье, Окско-Донская равнина, южные районы Среднеевропейской равнины), встречаются остатки древних моренных гряд в северной Белоруссии, на Смоленско-Московской возвышенности. Большую часть внеледниковых районов занимают пластовые равнины с водно-эрозионным рельефом, характеризующиеся зрелыми широкими террасированными асимметричными речными долинами, а также балками, оврагами, относительно плоскими водоразделами. Особенно густое эрозионное расчленение присуще Среднерусской, Приволжской, Подольской, Приднепровской возвышенностям, обычно покрытым толщей лёссов и лёссовидных суглинков. В Заволжье, где рыхлые поверхностные отложения на значительных пространствах отсутствуют, степень расчленения уменьшается. На Прикаспийской низменности, являющейся аккумулятивной морской равниной, недавно вышедшей из-под уровня моря, в связи с её геологической молодостью, малой абсолютной высотой и сухим климатом преобладают плоские поверхности с мелкими (глубиной 1—5 м) западинами и ложбинами в северной части, сложенной глинами, и невысокими (2—8 м) песчаными грядами и буграми на Ю. Расположенные среди пластовых равнин кряжи Донецкий, Тиманский и Чернышева, приуроченные к выступам складчатого фундамента, представляют собой эрозионно-денудационные возвышенности, а Приднепровская и Приазовская возвышенности являются цокольными равнинами, частично погребёнными под осадочным чехлом.

  В западной части Скандинавского полуострова, обрамляя цокольные равнины Фенноскандии, расположены возрожденные складчато-глыбовые и глыбовые Скандинавские горы, сформировавшиеся на месте пенепленизированных и поднятых в кайнозое структур каледонид и (на Ю. и Ю.-В.) Балтийского щита. Преобладают плосковершинные массивы — фьельды, расчленённые глубокими трогообразными ледниковыми долинами и имеющие крутые западные и более пологие восточные склоны; повсеместно распространены формы ледниковой экзарации. Наиболее высокие вершины имеют альпийский рельеф. Сходные особенности присущи более низким горам северной части Великобритании — Северо-Шотландскому нагорью, Южно-Шотландской возвышенности.

  В районах распространения герцинских складчатых структур представлены преимущественно омоложенные складчато-глыбовые средневысотные горы. Лучше всего этот тип рельефа выражен в горах Урала, расположенных в Урало-Тяньшанской складчатой области. Они представляют систему вытянутых в меридиональном направлении параллельных хребтов, разделённых продольными и поперечными понижениями, занятыми речными долинами. Длительная и интенсивная денудация привела к образованию на Урале серии пенепленов, и лишь неотектонические движения омолодили горный рельеф. Преобладают низкие и средневысотные хребты с плоскими или куполовидными вершинами и мягкими очертаниями склонов; на Полярном и Приполярном Урале имеются горно-ледниковые формы рельефа и небольшие современные ледники.

  В западноевропейской герцинской зоне складчато-глыбовые и глыбовые низкие и средневысотные горы и возвышенности, соответствующие антеклизам складчатого основания (Центральный Французский массив, Армориканская возвышенность, Кембрийские горы, Вогезы и Шварцвальд, Рейнские Сланцевые горы, Чешский массив с Рудными горами, Судетами, Чешско-Моравской возвышенности и др.), испытали интенсивное тектоническое раздробление; они часто перемежаются с участками равнин на месте грабенов (Верхнерейнская и Ронская низменности) и пластово-ступенчатых куэстовых равнин, приуроченных преимущественно к синеклизам складчатого основания (Парижский, Лондонский, Тюрингенский бассейны, Швабско-Франконская равнина).

  Разнообразным рельефом отличается Альпийская геосинклинальная складчатая область, для горного рельефа которой характерны складчатые и глыбово-складчатые альпийские средневысотные и высокие линейно вытянутые или дугообразно изогнутые хребты с четко выраженными водораздельными гребнями, хорошо развитыми склонами и предгорьями. Самыми высокими из них являются Альпы, орографическим продолжением которых на С.-З. служит Юра, на С.-В. — Карпаты, переходящие затем в Стара-Планину, на Ю.-В. — Динарские горы и Пинд, горы полуострова Пелопоннес и о. Крит, на Ю. — Апеннинские горы; к этому же типу относятся Пиренеи, Андалусские, а также Крымские горы. В формировании рельефа указанных гор значительную роль сыграли водная эрозия, карстовые и др. процессы, а в наиболее высоких горах — неоднократное плейстоценовое и (в Альпах) современное оледенение. Карстовые формы более всего типичны для известняковых районов Альп, Юры, Динарских и Крымских гор. Вторым характерным типом гор области являются глыбовые средневысотные и низкие хребты и нагорья, приуроченные к срединным массивам палеозойского возраста и обладающие относительно выровненной вершинной поверхностью, густой тектонической расчленённостью, крутыми склонами (Родопы, Рила, горы Македонии и восточной Греции, Калабрийские Апеннины, большая часть гор Корсики и Сардинии, Центральная Кордильера Пиренейского полуострова, Кантабрийские горы и др.). Значительные территории заняты пластовыми и аккумулятивными равнинами и плато межгорных и предгорных прогибов с господством форм водной эрозии и аккумуляции (Среднедунайская, Нижнедунайская, Паданская, Андалусская, Португальская равнины, плато Новой и Старой Кастилии) или карстового рельефа (плато Карст, Добруджа).

  Своеобразным рельефом отличается Исландия, где представлена серия разновысотных базальтовых плато с насаженными на них куполами и конусами потухших и действующих вулканов, нередко погребённых под ледниками; широко распространены формы ледникового рельефа.

Back to top button
Top.Mail.Ru

Relief

The predominance of platform structures in E. is revealed in the wide distribution of flat types of relief, especially characteristic of Eastern E. In the northwestern parts of the East European platform, the base plains of Fennoscandia are formed, which were formed as a result of a long (from the Paleozoic) denudation of the surface of the Baltic Shield; in the Pleistocene, their relief was complicated by the activity of integumentary glaciers. This type includes the plains of the southern and eastern parts of Scandinavia, Finland, the Kola Peninsula, and Karelia. Low (up to 100-150 m) plains prevail with dense but shallow tectonic dissection, frequent elevations, widespread moraine ridges, lakes, kams, hollows (often occupied by lakes). Separate elevations, ridges (Smoland, Suomenselka, Manselka, West Karelian, Wind Belt, Caves), low mountains and mid mountains (Lovozero Tundra, Khibiny) correspond to the zones of the largest tectonic uplifts or outcrops of very dense rocks. Within the European platform and in adjacent parts of the synecliseepipaleozoic platforms (in the south — Scythian and in the west — Western European), reservoir and accumulative plains are represented, the formation of which was determined by the long-term accumulation of sedimentary rocks of the platform cover, which are mainly horizontal or (mainly in S.-Z.) monoclinal bedding. With a general flatness of the surface and a small average height (about 170 m), a combination of elevations up to 300-400 m high (Central Russian, Valdai, Volga, Verkhnekamsk, Bugulminsko-Belebeyevskaya, Northern Uvaly) and lowlands (Oksko-Don plain, Black Sea, Pechora, The Caspian lowlands, the low Volga region, the Central European plain, etc.), reflecting the tectonic heterogeneity of the basement of the platform, different orientation and range of neotectonic movements. In the northern regions of stratum plains exposed to Pleistocene glaciers, glacial and water-glacial types of plains are widespread. In them, glacial relief forms are superimposed on the glacial surface of ancient river valleys, watersheds, cuest ridges, etc. The severity of glacial forms decreases as a whole when moving to the south, to the boundaries of maximum (Dnieper) glaciation. The glacial relief is especially well preserved in the areas of the last (Valdai) glaciation. They are characterized by fresh moraine ridges (Baltic, ridges of the Valdai Upland, etc.), hills of the main moraine, lake-glacial lowlands. The plains lying between the boundaries of the maximum and the last glaciation have a glacial relief, heavily processed by postglacial erosion and denudation: weakly hilly moraine plains and almost flat sandra lowlands predominate (Polesie, Oksko-Don plain, southern areas of the Middle European plain of the valleys) in northern Belarus, on the Smolensk-Moscow Upland. Most of the extraglacial regions are occupied by stratified plains with water-erosion relief, characterized by mature, wide, terraced, asymmetric river valleys, as well as beams, ravines, and relatively flat watersheds. A particularly dense erosive dismemberment is inherent in the Central Russian, Volga, Podolsk, Dnieper Uplands, usually covered with a thickness of loess and loess-like loams. In the Volga region, where loose surface deposits are not present in large spaces, the degree of disintegration decreases. In the Caspian lowland, which is an accumulative sea plain that has recently emerged from sea level, due to its geological youth, low absolute height and dry climate, flat surfaces with shallow (1–5 m deep) depressions and hollows in the northern part clay, and low (2-8 m) sand ridges and mounds in the south. Donets, Timansky and Chernysheva ridges located among the stratified plains, confined to the protrusions of the folded basement, are erosion-denudation elevations STI, and the Dnieper and Azov upland plains are the ground, partially buried under the sedimentary cover.

In the western part of the Scandinavian Peninsula, framing the basement plains of Fennoscandia, there are revived folded-block and block Scandinavian mountains, formed on the site of the penalized and raised in the Cenozoic structures of the Caledonides and (in the south and south-east) of the Baltic shield. Flat-topped massifs dominate — fjelds, dissected by deep trogiform glacial valleys and having steep western and more gentle eastern slopes; widespread forms of glacial exazation. The highest peaks have alpine relief. Similar features are inherent in the lower mountains of the northern part of Great Britain — the North Scottish Highlands, the South Scottish Uplands.

In the areas of distribution of the Hercynian folded structures, predominantly rejuvenated folded-block medium-high mountains are represented. This type of relief is best expressed in the mountains of the Urals, located in the Ural-Tien Shan fold region. They represent a system of parallel ridges elongated in the meridional direction, separated by longitudinal and transverse depressions occupied by river valleys. Prolonged and intense denudation led to the formation of a series of foam captures in the Urals, and only neotectonic movements rejuvenated the mountainous terrain. Low and medium-high ridges with flat or domed peaks and soft outlines predominate; in the Polar and Subpolar Urals there are mountain-glacial landforms and small modern glaciers.

In the West European Hercynian zone, folded-block and block-type low and medium-altitude mountains and elevations corresponding to the anteclises of the folded base (Central French Massif, Armorican Upland, Cambrian Mountains, Vosges and Black Forest, Rhine Slate Mountains, Czech Massif with Rudny Mountains, Moors, Sudetes hills, etc.), experienced intense tectonic fragmentation; they are often interspersed with plains in the place of grabens (Verkhnereynskaya and Ronskaya lowlands) and stratified-step cuestic plains, confined mainly to syneclises of the folded base (Paris, London, Thuringian basins, Swabian-Franconian plain).

The Alpine geosynclinal folded region is distinguished by a diverse relief, the mountainous relief of which is characterized by folded and block-folded Alpine mid-altitude and high linearly elongated or arcuate curved ridges with distinct watershed ridges, well-developed slopes and foothills. The highest of them are the Alps, the orographic continuation of which is in the northwest. serves Jura, in S.-V. — Carpathians, then moving to Stara Planina, to the south-east. — Dinar mountains and Pindus, mountains of the Peloponnese peninsula and about. Crete, in the south — the Apennine mountains; the Pyrenees, Andalusian, and also Crimean mountains belong to this type. Water erosion, karst, and other processes played a significant role in the formation of the relief of these mountains, and in the highest mountains, repeated Pleistocene and (in the Alps) modern glaciation. Karst forms are most typical of the limestone regions of the Alps, Jura, Dinar and Crimean mountains. The second characteristic type of mountains of the region are block mid-high and low ridges and highlands, confined to the middle massifs of the Paleozoic age and having a relatively flat top surface, dense tectonic dissection, steep slopes (Rhodope Mountains, Rila, the mountains of Macedonia and eastern Greece, the greater part of Calabria Apeni Corsica and Sardinia, Central Cordillera of the Iberian Peninsula, Cantabrian Mountains, etc.). Significant territories are occupied by stratum and accumulative plains and plateaus of intermountain and foothill troughs with dominance of water erosion and accumulation forms (Middle Danube, Lower Danube, Padanskaya, Andaluskaya, Portuguese plains, New and Old Castile plateaus) or karst relief (Karst, Dobrudzha plateau).

Iceland is a distinctive relief, where a series of basalt plateaus of different heights is presented with domes and cones of extinct and active volcanoes, often buried under glaciers; widespread forms of glacial relief.

Back to top button
Close
Close