Расширение ЕС

This post is also available in: English (Английский) Русский

История европейской интеграции неразрывно связана с процессом расширения Сообщества. Так, в 1973 к странам-основателям Европейских сообществ присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 – Греция, в 1986 – Испания и Португалия, в 1995 – Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально этот процесс касался только неприсоединившихся капиталистических стран Западной Европы (в том числе Швейцарии, Норвегии и Исландии, которые до сих пор отказываются от членства в Сообществе). Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, повестка расширения стала актуальной и для этой части континента.

Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета, состоявшейся в 1988 на острове Родео и на Парижском саммите (1989) «Большой семерки» (G-7). Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ. Данная помощь была структурирована в рамках программы ФАРЕ (PHARE – Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy – Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши), изначально предназначенной для этих двух восточноевропейских государств, но позже распространенной и на другие страны ЦВЕ. В 1992 программа была интегрирована в структуру Европейских соглашений и превращена в основной финансовый инструмент подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС. Ее основные цели: помощь в адаптации национальных законодательств стран-претендентов к законодательству ЕС и финансирование инвестиционных проектов (до 70% бюджета программы) на территориях стран-кандидатов.

На сессии Европейского совета в Страсбурге в декабре 1989 Франция внесла предложение (поддержанное не только Сообществом, но также США, Японией и другими государствами ОЭСР), о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Одновременно Сообщество приступило к либерализации импорта, вначале из Венгрии и Польши, а затем из Болгарии, Чехословакии и Румынии, доведя его до уровня льготного режима в рамках общей системы преференций, который обеспечивал беспошлинный ввоз промышленной продукции.

Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В августе 1990 Европейский совет одобрил предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 – со Словенией.

В 1993 на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято принципиальное решение о том, что ассоциированные страны ЦВЕ при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев членства», в числе котрых были названы:

– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;

– наличие рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;

– готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами Экономического и валютного союза.

Установление четких критериев членства для стран ЦВЕ послужило основой для подачи официальных заявлений государств с просьбой о принятии в члены ЕС: Венгрии и Польши – в 1994, Румынии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литвы и Болгарии – в 1995, Чехии и Словении – в 1996.

На Эссенской сессии Совета ЕС 1994 была одобрена программа подготовки этих стран к вступлению в ЕС – Белая книга «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Европейского Союза». На Мадридской сессии Евросовета в 1995 было принято официальное решение о сроках начала переговоров о вступлении ассоциированных стран ЦВЕ.

В течение 1997 Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении.На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения. Торжественное открытие переговоров со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 было решено начать переговоры о вступлении в Евросоюз с оставшимися пятью странами ЦВЕ, с которыми были ранее подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 в Брюсселе.

Ниццский договор 2000 определил политический вес стран-кандидатов в составе руководящих органов будущего расширенного ЕС (см. табл. 2), зафиксировав в форме договора о ЕС неизбежность вступления новых стран из Центральной и Восточной Европы.

Переговоры по многим наиболее проблемным статьям права ЕС уже завершены за исключением Болгарии, Румынии и Турции.

Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив вступление в ЕС с 1 мая 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты.

В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 Европейская комиссия автоматически начнет переговоры с Турцией о присоединении.

17 декабря 2005 официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 Европейский союз подписал план действий с Украиной. Однако, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как для этого необходимо доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

 В 2007 в ЕС вступили Болгария и Румыния.

О своем намерении вступить в ЕС неоднократно заявляло  руководство Грузии, однако переговорный процесс по этому вопросу не может начаться до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с непризнанными государствами Южная Осетия и Абхазия. Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз.

28 апреля 2008 официальную заявку на вступление в ЕС подала Албания.

В 2009 Исландия подала заявку на вступление в ЕС. 13 июня 2013 было сделано официальное заявление об отзыве заявки на вступление страны в Европейский Союз. 

В декабре 2011 был подписан договор с Хорватией о вступлении в ЕС.  В июле 2013 Хорватия стала членом Европейского Союза.

Back to top button
Top.Mail.Ru

EU enlargement

The history of European integration is inextricably linked with the process of Community expansion. So, in 1973 Denmark, Ireland and the United Kingdom joined the founding countries of the European Communities, in Greece Greece, in 1986 Spain and Portugal, and in 1995 Austria, Finland and Sweden. Initially, this process concerned only the non-aligned capitalist countries of Western Europe (including Switzerland, Norway and Iceland, which still refuse to join the Community). However, after the fundamental changes that took place in the countries of Central and Eastern Europe (CEE) and the USSR, the expansion agenda became relevant for this part of the continent.
This was first discussed at a session of the European Council held in 1988 on Rodeo Island and at the Paris Summit (1989) of the Big Seven (G-7). The European Commission has taken on the role of coordinator of assistance to the CEE countries. This assistance was structured as part of the PHARE program (PHARE — Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy), originally intended for these two Eastern European states, but later extended to other CEE countries. In 1992, the program was integrated into the structure of the European Agreements and turned into the main financial instrument for preparing CEE countries for EU accession. Its main goals are: assistance in adapting the national legislations of the candidate countries to EU legislation and financing of investment projects (up to 70% of the program budget) in the territories of the candidate countries.

At a European Council session in Strasbourg in December 1989, France made a proposal (supported not only by the Community, but also by the United States, Japan, and other OECD countries) to create a European Bank for Reconstruction and Development (EBRD).
At the same time, the Community began to liberalize imports, first from Hungary and Poland, and then from Bulgaria, Czechoslovakia and Romania, bringing it to the level of a preferential regime under the general system of preferences, which ensured duty-free import of industrial products.

The next step in expanding the zone of European integration was the conclusion of association agreements between the EU and CEE countries, called the European Agreements. In August 1990, the European Council approved the UK proposal for an association of CEE countries with the EU. In 1992, Association Agreements were concluded with Hungary, Poland, Romania and Bulgaria, in 1993 with the Czech Republic and Slovakia, in 1995 with Latvia, Lithuania and Estonia, and in 1996 with Slovenia.
In 1993, at a meeting of the European Council in Copenhagen, it was decided in principle that the associated CEE countries, if there is a will on their part, could become members of the European Union by fulfilling a number of «Copenhagen membership criteria», including:

  • the existence of stable institutions guaranteeing democracy, legal order, respect for human rights and the protection of national minorities;
  • the presence of a market economy that can cope with competition and the action of market forces in the Union;
  • willingness to accept membership obligations (acquis communautaire), including the desire to become members of the Economic and Monetary Union.

Establishment of clear membership criteria for CEE countries served as the basis for official applications for EU membership: Hungary and Poland in 1994, Romania, Slovakia, Latvia, Estonia, Lithuania and Bulgaria in 1995, the Czech Republic and Slovenia in 1996 .
At the Essen session of the EU Council 1994, a program was approved for preparing these countries for EU accession — the White Paper “Preparing Associated Countries of Central and Eastern Europe for Integration into the Internal Market of the European Union”. At the Madrid session of the European Council in 1995, an official decision was made on the timing of the start of negotiations on the accession of the associated CEE countries.
During 1997, the European Commission and 11 candidate countries (10 CEE and Cyprus) agreed on the terms and conditions for the start of accession negotiations. At the Luxembourg Council of Europe (December 1997), called the enlargement summit, the list of states that are closer than others was announced approached the fulfillment of the Copenhagen criteria: Cyprus, Poland, Hungary, Czech Republic, Estonia and Slovenia. The ceremonial opening of negotiations with the “first wave” countries took place on March 30, 1998. At the European Council session in Helsinki in December 1999, it was decided to start negotiations on joining the European Union with the remaining five CEE countries with which the European Agreements had previously been signed: Slovakia, Latvia, Lithuania , Bulgaria, Romania, as well as with Malta. Negotiations with the countries of the “second group” or the “Helsinki group” officially opened on February 15, 2000 in Brussels.

The Nice Treaty of 2000 determined the political weight of the candidate countries as part of the governing bodies of the future enlarged EU, fixing in the form of an EU treaty the inevitability of new countries from Central and Eastern Europe.
Negotiations on many of the most problematic articles of EU law have already been completed, with the exception of Bulgaria, Romania and Turkey.
EU Brussels Summit (November 2002) confirming accession to the EU on May 1, 2004 Poland, Czech Republic, Hungary, Slovakia, Lithuania, Latvia, Estonia, Slovenia, Cyprus and Malta.
With regard to Turkey, the summit called for continued membership negotiations, on the one hand taking into account the successes made by this country in building a market economy and democracy, but on the other, pointing to the continued tensions with Greece over the Cyprus problem and poor progress in respecting human rights . The European Council said that subject to meeting the Copenhagen criteria for democracy and respect for human rights, in December 2004 the European Commission will automatically begin negotiations with Turkey on accession.
On December 17, 2005, the official status of an EU candidate was granted to Macedonia.
On February 21, 2005, the European Union signed an action plan with Ukraine. However, according to the leadership of the EU, it is not worth talking about the full membership of Ukraine in the European Union, because for this it is necessary to prove that in Ukraine there is a full-fledged democracy that meets international standards, and to carry out political, economic and social reforms.
 In 2007, Bulgaria and Romania joined the EU.
The leadership of Georgia has repeatedly stated its intention to join the EU, however, the negotiation process on this issue cannot begin until the conflict with unrecognized states of South Ossetia and Abkhazia is resolved. Moldova has a similar problem with the move towards European integration — the leadership of the unrecognized Transnistrian Moldavian Republic does not support the desire of Moldova to join the European Union.
On April 28, 2008, Albania filed an official application for EU membership.
In 2009, Iceland applied for EU membership. On June 13, 2013, an official statement was made to withdraw the application for the country’s accession to the European Union. In December 2011, an agreement was signed with Croatia on EU accession. In July 2013, Croatia became a member of the European Union.

Back to top button
Close
Close