Геология

This post is also available in: English (Английский) Русский

Геологическое строение

Европа отличается большой сложностью и высокой степенью изученности геологического строения. Обширные пространства расположены в пределах Восточно-Европейской (Русской), или Европейской, платформы, имеющей складчатый фундамент докембрийского возраста. На В., в пределах Русской плиты, где он глубоко погружен, и в восточной части Балтийского щита, где он выступает на поверхность, фундамент сложен архейскими и раннепротерозойскими породами. На З. (юг Скандинавии, Дания и Великобритания) широко развиты позднепротерозойские метаморфические породы. После консолидации фундамента на протяжении последних 1200—1600 млн. лет отдельные части платформы подвергались длительным погружениям, покрываясь морями и лагунами. Это привело к образованию мощного платформенного чехла, который состоит из осадочных серий конца протерозоя (иотния, рифея), песчано-глинистых толщ кембрия, ордовика, известняков силура, красноцветных, соленосных и известняковых пород девона, мощных континентальных толщ (с угленосными сериями) каменноугольного, пермского и триасового возраста. Позднетриасовые, юрские, меловые, а также палеогеновые и неогеновые отложения, заполняя глубокие депрессии главным образом по краям платформы, достигают иногда нескольких км мощности (Гамбургская впадина, около 6 км). В отдельные тектонически активные эпохи (в венде, девоне, перми и частично юре) в пределах платформы проявлялась вулканическая деятельность, с которой связано образование базальтов и др. эффузивных пород. К С. от Восточно-Европейской платформы, занимая северный шельф материка (от Земли Франца-Иосифа до Печорской низменности), простирается докембрийская платформа Баренцева моря. Аналогичная ей древняя платформа (Эриа) образует край шельфа к С. от Британских островов. Исландия и о. Ян-Майен представляют собой неоднородные вулканические поднятия, возникшие в кайнозое над северной частью Срединно-Атлантического хребта

 Северо-восточная часть Европа (часть света) (Тиманский кряж, Печорская низменность, северное обрамление Кольского полуострова), сложенная рифейскими сланцевыми сериями, относится к области байкальской складчатости.

 Через С.-З. материка (от Шпицбергена на С. через о. Медвежий, Скандинавские горы, С. и З. острова Великобритания и остров Ирландия) простирается каледонская складчатая система, возникшая из глубоких геосинклинальных прогибов древнепалеозойского и допалеозойского времени. В ней развиты мощные вулканогенные и осадочные толщи кембрия, ордовика и силура, разрез которых завершается мощными девонскими красноцветными молассами. Для этой системы характерны обилие магматических образований и сложная складчатость. В Шотландии и Норвегии известны шарьяжи с амплитудой горизонтального перемещения до 100—120 км; в Шотландии они направлены к С.-З., в сторону платформы Эриа, в Норвегии — к Ю.-З., в сторону Балтийского щита.

 Южнее каледонид, выступая на дневную поверхность на Пиренейском полуострове, в Центральном и Армориканском массивах Франции, в Южном Уэльсе, Арденнах, Вогезах, Шварцвальде, Гарце, Рудных горах, Богемском массиве, Судетах, Силезии и Свентокшиских горах, простираются герцинские складчатые сооружения, частично перекрытые чехлом слабо нарушенных осадочных толщ мезозоя и кайнозоя. В пределах герцинид выделяется большое число древних массивов (Богемский, Центральный Французский и др.), сложенных преимущественно докембрийскими метаморфическими толщами. Вокруг этих древних ядер располагаются протяжённые мощные эв- и миогеосинклинальные зоны. В областях варисской складчатости развиты крупные горизонтальные и пологие надвиги (Арденны, Пиренейский полуостров), а также сложные куполообразные, иногда веерообразные складки.

  К герцинидам относятся также складчатые сооружения Урала и Новой Земли, примыкающие с В. к Европейской платформе. Палеозойские складчатые толщи Урала надвинуты в Западном направлении. На В. они пронизаны мощными интрузиями гипербазитов и гранитоидов. Складчатая система Урала состоит из ряда параллельных антиклинальных поднятий и синклинальных прогибов Восточной части горной страны имеют эвгеосинклинальный, а Западной— миогеосинклинальный характер строения.

  Вдоль границ с древними платформами, как правило, протягиваются краевые прогибы (большой «угольный канал» Франции — Бельгии, Предуральский прогиб), заполненные угленосными, нефтеносными и соленосными молассами. С В. Восточно-Европейская платформа ограничивается палеозойской складчатой областью Урала.

  Горные сооружения юга Европа (часть света)(Андалусские горы, Апеннины, Альпы, Карпаты, горы Балканского полуострова, Крыма и др.) принадлежат Альпийской геосинклинальной (складчатой) области. Северная часть альпийских геосинклинальных прогибов наложилась на палеозойские складчатые сооружения Западная и Южная Европа (часть света) В этих зонах формировались главным образом сланцевые, флишевые и мощные карбонатные серии, слагающие Альпы и Карпаты. Здесь слабо проявлялся магматизм; в течение альпийской тектонической эпохи возникли мощные покровы и глубокие краевые прогибы. Южная часть Альпийской складчатой области возникла на месте существовавшей ранее раздробленной альпийскими движениями эпибайкальской платформы, опоясывавшей в течение палеозоя в виде обширного мобильного шельфа с С. Африкано-Аравийскую докембрийскую платформу. Здесь сохранилось много стабильных древних глыб — срединных массивов и следов широко развитого альпийского магматизма (в виде гипербазитов).

 В пределах Альпийской складчатой области возникли своеобразные впадины, характеризующиеся близким к океаническому типом строения земной коры (частично впадина южного Каспия, Черноморская, Тирренская и др.). По данным геофизических исследований, в них сильно сокращён (или полностью отсутствует) «гранитный» слой и земная кора в целом имеет мощность около 20—30 км.

Back to top button
Top.Mail.Ru

Geology

Europe is distinguished by great complexity and a high degree of knowledge of the geological structure. Vast spaces are located within the East European (Russian), or European, platform with a folded foundation of Precambrian age. In the east, within the Russian Plate, where it is deeply submerged, and in the eastern part of the Baltic Shield, where it protrudes to the surface, the foundation is composed of Archean and Early Proterozoic rocks. Late Proterozoic metamorphic rocks are widely developed in the west (south of Scandinavia, Denmark and Great Britain). After the foundation was consolidated over the past 1200-1600 million years, some parts of the platform were subjected to prolonged diving, covered by seas and lagoons. This led to the formation of a powerful platform cover, which consists of sedimentary series of the end of the Proterozoic (Iotnium, Riphean), sandy-clay strata of the Cambrian, Ordovician, Silurian limestone, red-colored, saline and calcareous rocks of the Devonian, thick continental strata (with coal-bearing series) of coal. Permian and Triassic age. Late Triassic, Jurassic, Cretaceous, as well as Paleogene and Neogene deposits, filling deep depressions mainly along the edges of the platform, sometimes reach several km of thickness (Hamburg Depression, about 6 km). In some tectonically active periods (in the Vendian, Devonian, Permian and partially Jurassic) volcanic activity was manifested within the platform, with which the formation of basalts and other effusive rocks was associated. To the north from the East European platform, occupying the continental northern shelf (from Franz Josef Land to the Pechora Lowland), the Precambrian platform of the Barents Sea extends. An analogous ancient platform (Eria) forms the edge of the shelf to the north from the British Isles. Iceland and Fr. Jan Mayen are heterogeneous volcanic uplifts that arose in the Cenozoic over the northern part of the Mid-Atlantic Range

The northeastern part of E. (Timan Ridge, Pechora Lowland, northern margin of the Kola Peninsula), composed of Riphean shale series, belongs to the Baikal folding zone.

Via S.-Z. the mainland (from Svalbard to the north through Bear Island, the Scandinavian mountains, the north and west islands of Great Britain and the island of Ireland) extends the Caledonian folded system, which arose from deep geosynclinal troughs of the ancient Paleozoic and Pre-Paleozoic times. It developed powerful volcanic and sedimentary strata of Cambrian, Ordovician and Silurian, the section of which ends with powerful Devonian red-colored molasses. This system is characterized by an abundance of magmatic formations and complex folding. In Scotland and Norway, knuckles are known with an amplitude of horizontal movement of up to 100-120 km; in Scotland they are directed towards the northwest, towards the Eria platform, in Norway — towards the southwest, towards the Baltic shield.

To the south of the Caledonides, speaking on the surface on the Iberian Peninsula, in the Central and Armorican massifs of France, in South Wales, the Ardennes, Vosges, the Black Forest, the Harz Mountains, the Ore Mountains, the Bohemian massif, the Sudetenland, Silesia and Sventoškyski mountains, partially covered Hercynian structures a cover of slightly disturbed sedimentary strata of the Mesozoic and Cenozoic. Within the Hercynides, a large number of ancient massifs (Bohemian, Central French, etc.) stand out, composed mainly of Precambrian metamorphic strata. Around these ancient nuclei, there are extended powerful ev- and myogeosynclinal zones. In the areas of Varis folding, large horizontal and gentle thrusts are developed (Ardennes, Iberian Peninsula), as well as complex dome-shaped, sometimes fan-shaped folds.

Hercynides also include the folded structures of the Urals and Novaya Zemlya, adjacent to the European platform from the east. The Paleozoic folded strata of the Urals are pushed to the West. In V. they are penetrated by powerful intrusions of hyperbasites and granitoids. The folded system of the Urals consists of a series of parallel anticlinal uplifts and synclinal troughs in the eastern part of the mountainous country that are eugeosynclinal, and in the west, myogeosynclinal in structure.

Along the boundaries with ancient platforms, as a rule, there are edge troughs (the large «coal channel» of France — Belgium, the Ural trough) filled with coal, oil and saline molasses. From east, the East European platform is limited to the Paleozoic folded region of the Urals.

Mountain constructions of the south of E. (Andalusian mountains, Apennines, Alps, Carpathians, mountains of the Balkan Peninsula, Crimea, etc.) belong to the Alpine geosynclinal (folded) region. The northern part of the alpine geosynclinal troughs superimposed on the Paleozoic folded structures Western and Southern E. In these zones, mainly shale, flysch and powerful carbonate series were formed that compose the Alps and Carpathians. Here magmatism was weakly manifested; During the alpine tectonic era, powerful covers and deep marginal troughs arose. The southern part of the Alpine folded region arose on the site of the previously divided Alpine movements of the Epibaikal platform, which encircled the Paleozoic in the form of an extensive mobile shelf from the North African-Arabian Precambrian platform. Many stable ancient blocks have been preserved here — median massifs and traces of widely developed alpine magmatism (in the form of hyperbasites).

Within the Alpine folded region, peculiar depressions arose, characterized by the close to oceanic type of structure of the earth’s crust (partially the depression of the southern Caspian, Black Sea, Tyrrhenian, etc.). According to geophysical studies, the “granite” layer is greatly reduced (or completely absent) and the earth’s crust as a whole has a thickness of about 20 — 30 km.

Back to top button
Close
Close