Процессы принятия решений в ЕС

This post is also available in: English (Английский) Русский

Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.

Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.

Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.

Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.

Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.

По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.

Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.

В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.

Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».

Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».

Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).

Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.

Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004
СтранаСоветЕвропейский парламентЭкономический и социальный комитетКомитет регионов
 ГолосаЧисло местЧисло местЧисло мест
Германия29992424
Великобритания29722424
Франция29722424
Италия29722424
Испания27502121
Польша27502121
Нидерланды13251212
Греция12221212
Республика Чехия12201212
Бельгия12221212
Венгрия12201212
Португалия12221212
Швеция10181212
Австрия10171212
Словакия71399
Дания71399
Финляндия71399
Ирландия71299
Литва71299
Латвия4877
Словения4777
Эстония4677
Кипр4666
Люксембург4666
Мальта3555
Всего345732344344

Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87

Back to top button
Top.Mail.Ru

Decision Making Processes in the EU

The legislative process in the EU goes through three stages: making a proposal, discussing it and making a decision. The right of legislative initiative belongs to the Commission. It is she who prepares draft decisions.

For different categories of legislative and regulatory acts, different decision-making procedures and, accordingly, different procedures for interaction between the Commissions, the Council and Parliament are provided.

The Amsterdam Treaty enshrined four main procedures.

Parliament consent procedure, i.e. approving or vetoing an act unanimously adopted by the Council, is applied when deciding on the admission of new Member States to the EU, determining the tasks and powers of the European Central Bank, when concluding international treaties, etc.

But there are cases, for example, in the revision of prices for agricultural products, where a unanimously adopted decision by the Council does not require parliamentary consent. Then resort to the consultation procedure. Moreover, the role of Parliament is limited to the adoption of recommendations on the bill, which the Council can ignore.

On the bulk of the issues that the Council decides by a qualified majority, the procedure for joint decision of the Council and Parliament is applied. It extends to issues related to the freedom of movement of labor and services, employment, consumer protection, trans-European transport and energy networks, education, culture, healthcare, the environment, general principles for monitoring these issues. The essence of this procedure, which provides for two parliamentary readings on the bill, is that the Parliament has the opportunity to finally reject, by an absolute majority of votes, the decision formulated in the Council. The Council may adopt parliamentary amendments to the bill by a qualified majority vote (unanimous decision is required to pass amendments that have not been approved by the Commission). In the absence of the proper number of votes in the Council in favor of the parliamentary amendment, it shall not be adopted.

The procedure for cooperation between the Council and Parliament is much less commonly used. It is reserved only for a number of issues related to the functioning of the Economic and Monetary Union. Like the joint decision procedure, the cooperation procedure provides for two parliamentary readings on the bill. In this case, the veto of the Parliament can be overcome by unanimous decision of the Council. Acting unanimously, members of the Council may reject both amendments to the bill made in Parliament and approved by the Commission. But since unanimity in the Council is often unattainable, it is actually easier for him to pass parliamentary amendments than to insist on his own version of the bill.

During the discussion of the project, in some cases, the Council seeks additional advice from the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.

The final decision on most regulations is made by the Council. According to the EU Treaty, decisions in the Council are adopted by a majority vote, but in practice voting by a qualified majority is common. In the latter case, the Member States have the following weight: Germany, France, Italy, Great Britain — 10 votes each, Spain — 8, Belgium, Greece, Netherlands, Portugal — 5 each, Austria, Sweden — 4 each, Ireland, Denmark, Finland — by 3, Luxembourg — 2. Total — 87 votes. The acts are considered adopted by a qualified majority, provided that they have collected at least 62 votes in favor.

According to the Nice edition of the EU Treaty, from January 1, 2005, when making decisions, the votes of the Member States in the Council will have a different weight: Germany, France, Italy and the UK will receive 29 votes, Spain — 27, the Netherlands — 13, Belgium, Greece, Portugal — by 12, Austria, Sweden — by 10, Denmark, Ireland, Finland — by 7, Luxembourg — 4. Total — 237 votes. The acts will be considered adopted by a qualified majority, provided that they have collected at least 169 votes in favor.

When the number of EU member states reaches 27, a qualified majority will require 258 votes in favor.

The Nice Treaty introduces the principle of double majority into the practice of voting in the EU, which allows the Big Four countries (France, Germany, Great Britain, Italy) to retain control over the decision-making process in the Union expanding to the East. It consists in the fact that, in addition to the conditions listed above, those member states with a total population of at least 62% of the EU’s total population should vote in favor.

Back to top button
Close
Close